Онлайн-кассы и фискальные накопители
  • Регистрация ККМ
  • Фискализация ККМ
  • Обслуживание ККМ
  • Подключение к ОФД
  • Поставка онлайн ККМ
  • Поставка ФН для ККМ
  • Электронно-цифровая подпись
  • Электронная отчетность
  • Участие в торгах на ЭТП
  • Для портала ГИС ЖКХ
  • Лес ЕГАИС
  • ФС РАР и ЕГАИС
  • Учреждениям медицины
  • Компьютерная безопасность
  • Антивирусы
  • Криптопровайдеры
  • КриптоАРМ
  • Secret Net
  • АП Континент
  • Аттестация рабочих мест
  • Доклад Минэкономразвития России, посвященный результатам работы 44-ФЗ за первое полугодие

    Минэкономразвитие подготовило Доклад о мониторинге применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» во II квартале 2014 года
     
    Приведем наиболее интересные сведения из доклада.
     
    Раздел "Осуществление контроля в сфере закупок" приводит статистику о наложении штрафов по результатам деятельности закзчиков во 2 квартале 2014 года. 
     
    Возбуждено 175 дел об административных правонарушениях за нарушения Закона № 44-ФЗ.
     
    По итогам рассмотрения выдано 95 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 1 524 тыс. руб.За отчетный период ФАС России взыскано 396,3 тыс. рублей.
     
    Наибольшее количество дел (54) возбуждено по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с нарушением порядка отбора участников конкурсов, аукционов, из которых в 27 случаях выдано постановление о наложении штрафа.
     
    В 19 % (34) случаях возбуждены дела по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с нарушением порядка отбора участников запросов котировок, запросов предложений, из которых в 18 случаях выдано постановление о наложении штрафа.
    Эти сведения говорят о том, что контрольные мероприятия ведутся, и к представителям заказчиков применяются штрафы. 
     
    Обратим внимание на то, что штрафы, предусмотренные ст. 7.30 КоАП очень суровые, особенно если учесть что наложение штрафов в сумме 10 000, 15 000,  50 000 рублей осуществляется на должностное лицо заказчика, т.е. фактически на контрактного управляющего, члена комиссии.
    Так ч. 6 ст. 7.30 предусматривает наложение штрафа на представителя заказчика за неправомерное отклонения заявки участника  в  размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей. Соответственное заказчикам необходимо быть внимательными, хорошо знать 44-фз, регулярно изучать вносимые поправки. 
     
    Раздел О сложностях в правоприменительной практике Закона № 44-ФЗ, выявленных по результатам мониторинга, и мерах по их урегулированию говорит о необходимости внесения поправок. 

    Существующие сложности, выявленные по результатам мониторинга, можно подразделить на две группы:
     

    1. возможность неоднозначного толкования отдельных положений Закона № 44-ФЗ и отсутствие единообразной правоприменительной практики;
    2. сложности, связанные с излишними временными и финансовыми издержками заказчиков при осуществлении закупок.

    Возможность неоднозначного толкования отдельных положений Закона № 44-ФЗ и отсутствие единообразной правоприменительной практики
    Анализ правоприменительной практики Закона № 44-ФЗ позволил выявить ряд проблемных вопросов, связанных с его реализацией:

    1.1.. Неоднозначное толкование понятия «наименование места происхождения товара».
    Ряд положений Закона № 44-ФЗ содержит понятие «наименование места происхождения товара». Так, например, наименование места происхождения товара при необходимости указывается заказчиком при описании объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ и в заявке участника в соответствии со статьей 66 Закона № 44-ФЗ.
    Неоднозначное толкование норм, связанных с указанием наименования места происхождения товара, приводит к тому, что контрольные органы в ряде случаев не согласовывают осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине отсутствия полного места происхождения товара. Например, указано «Российская Федерация», при этом, по мнению контрольного органа, требуется полное указание места происхождения товара (почтовый адрес).
    Следует отметить, что Законом № 44-ФЗ данное понятие не определено.

    Вместе с тем для целей Закона № 44-ФЗ полагаем достаточно указывать страну происхождения товара, которая влияет на применение преференций, запретов и ограничений допуска.
    В тех случаях, когда наименование места происхождения товара является объектом правовой охраны, необходимо указывать наименование места происхождения товара с учетом положений статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    На основании изложенного полагаем целесообразным подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в глоссарий Закона № 44-ФЗ, в части внесения в статью 3 Закона № 44-ФЗ понятия «наименование места происхождения товара».
     
     
    1.1.2 При проведении заказчиками экспертизы, осуществляемой для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, своими силами выявлены сложности, связанные с неоднозначным урегулированием порядка оформления ее результатов.
    По мнению Минэкономразвития России, при проведении экспертизы своими силами составление отдельного документа (экспертного заключения) не является обязательным. Результатом проведения такой экспертизы является документ, подтверждающий приемку товара, результатов выполнения работ, оказанию услуг.
    Вместе с тем частью 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ определено, что к отчету (по результатам исполнения контракта) прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.
    Из данной нормы может быть сделан вывод, что документ о приемке результатов исполнения контракта и заключение по результатам экспертизы во всех случаях должны быть двумя разными документами.
    Полагаем, что данная норма требует корректировки.
    1.1.3. Отсутствие заблаговременной информации о составе комиссии заказчика в целях исключения конфликта интересов.
    В связи с установлением в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ требования к участникам закупок об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, участникам конкурсов и аукционов для декларирования соответствия указанному требованию согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 и пункту 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ необходимо заблаговременно обладать информацией о руководителе заказчика, членах комиссии по осуществлению закупок, руководителе контрактной службы заказчика, контрактном управляющем.
    Учитывая изложенное, необходимо дополнить соответствующие статьи Закона № 44-ФЗ нормами о включении в конкурсную документацию информации о членах комиссии и сотрудников контрактной службы заказчика.
     
    1.1.4. Сложности заключения контрактов с муниципальными медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей.
    Заказчики в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» вправе заключать контракты на предоставление медицинских услуг военнослужащим и их семьям только с государственными медицинскими учреждениями, как с единственным поставщиком.
    При этом заключение контракта на таких же условиях с муниципальными медицинскими учреждениями не предусмотрено.
    Заказчик вправе заключать контракты на предоставление медицинских услуг военнослужащим и их семьям с муниципальными медицинскими учреждениями по результатам конкурентных способов определения поставщика. В данных случаях муниципальным медицинским учреждениям затруднительно, а в некоторых случаях невозможно (например, по причине отсутствия у медицинского учреждения возможности предоставления обеспечения исполнения контракта).
    Таким образом, полагаем целесообразным проработать особенности заключения таких контрактов с муниципальными медицинскими учреждениями.
     
    1.1.5. Сложности при осуществлении закупок жилых помещений на вторичном рынке у физических лиц.
    Анализ осуществления закупок жилых помещений на вторичном рынке у физических лиц, в том числе для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявил ряд проблем применения Закона № 44-ФЗ дляосуществления указанных закупок. Для реализации мероприятий по закупке жилых помещений заказчикам необходимо провести электронный аукцион. Вместе с тем собственниками жилых помещений на вторичном рынке в основном являются физические лица, для которых участие в электронных аукционов крайне затруднительно (необходимо получить электронную подпись, пройти аккредитацию на электронной площадке, предоставить денежные средства в качестве обеспечения заявок).
    Для решения указанной проблемы необходимо установления особенностей регулирования таких закупок.
    1.1.6. Невозможность осуществления заказчиком возврата котировочных заявок, поступивших по окончании срока их подачи, в случае отсутствия на конвертах с заявками реквизитов участника.
    В соответствии с частью 5 статьи 77 Закона № 44-ФЗ заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. При этом, учитывая положения части 3 статьи 77 Закона № 44-ФЗ, участник вправе не указывать на конверте с заявкой информацию о подавшем его лице.
    Таким образом, заказчики сталкиваются с трудностями при необходимости возвращения заявок на участие в запросе котировок, в случае если на конверте не указан адрес, по которому следует указанные заявки возвращать.
    В связи с изложенным существует необходимость дополнительного урегулирования порядка возврата участникам закупки заявок на участие в запросе котировок, поданных после окончания срока подачи таких заявок, если на конверте с заявкой отсутствуют сведения о месте нахождения или почтовом адресе участника.
     
    1.1.7. Нерешенность вопроса о допуске на процедуру вскрытия конвертов для участников, не подавших заявки на участие в запросе котировок и желающих подать заявку непосредственно на процедуре вскрытия.
     
    В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
    Однако в соответствии с частью 2 статьи 78 Закона заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
    Таким образом, возникает проблема с присутствием на процедуре вскрытия конвертов с заявками участников, которые собираются подать заявку непосредственно на процедуре вскрытия.
    С учетом изложенного полагаем необходимым внесение изменений в часть 2 статьи 78 Закона в части исключения ссылки на участников запроса котировок, только подавших заявки участие в запросе котировок.
    1.1.8. Невозможность установления заказчиками требования о подтверждении участниками запроса котировок своего соответствия законодательству Российской Федерации (например, в части наличия лицензий на поставку отдельных видов товаров).
    На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ участники закупок должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Например, при поставке лекарственных препаратов таким требованием является наличие соответствующей лицензии у поставщика.
    Вместе с тем положениями части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, которые участники закупок включают в заявку на участие в запросе котировок. Данным перечнем не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие участников указанному требованию.
    В связи с изложенным полагаем, что частью 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ требует корректировки.
     
    1.1.9. Исключение существующих противоречий постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (далее – постановление № 19) нормам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
    Постановлением № 19 утверждены случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, в том числе заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.
    Вместе с тем указанный случай противоречит положениям статьи 16 Закона № 135-ФЗ, согласно которым размер оплаты оценщику и размер денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки не могут зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
    Учитывая, что данное положение Закона № 135-ФЗ направлено на обеспечение независимости оценщика и исключение его заинтересованности в итоговой величине стоимости объекта оценки считаем целесообразным внести соответствующие изменения в постановление № 19.
     
     
    5.1.10. Необходимость корректировки сроков предоставления протоколов разногласий при заключении контрактов по результатам электронного аукциона.
    Анализ практики заключения контрактов по результатам проведения электронных аукционов показал, что в отдельных случаях победители таких аукционов представляют протокол разногласий на размещенный заказчиком проект контракта в течение тринадцати дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона с учетом положений части 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.
    При этом согласно положениям частей 2 и 3 указанной статьи контракт должен быть подписан победителем аукциона не позднее десяти дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона. В противном случае он признается уклонившимся от подписания контракта. Таким образом, согласно статье 70 Закона № 44-ФЗ сроки подписания контракта победителем аукциона и сроки направления им протокола разногласий отличаются.
    С целью урегулирования указанного внутреннего противоречия, которое содержится в статье 70 Закона № 44-ФЗ необходимо установить срок направления победителем аукциона протокола разногласий не позднее срока, установленного для подписания им контракта.
     
    1.1.11. Неурегулированность вопроса о полномочиях органов контроля при согласовании закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, осуществляемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
    В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ.
    Однако в случае признания процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с указанным пунктом, несостоявшимися, органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, отказывают в согласовании осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине отсутствия у них соответствующих полномочий.
    Считаем необходимым рассмотрение вопроса о четком определении объема применения Закона № 44-ФЗ в отношении юридических лиц, указанных в части 4 статьи 15 данного закона (унитарные предприятия, автономные учреждения при получении ими соответствующих средств из бюджетной системы).
     
    2 Сложности, связанные с излишними временными и финансовыми издержками заказчиков при осуществлении закупок.
     
    2.1. Затягивание осуществления закупочных процедур при внесении изменений в план-график в случае признания предыдущих процедур несостоявшимися.
    В связи с тем, что нормы Закона № 44-ФЗ, регламентирующие формирование заказчиками планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 года, действующий в настоящее время порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/ 20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» с учетом положений совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».
    В соответствии с указанными приказами внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - не позднее чем за десять календарных дней до даты заключения контракта.
    В связи с тем, что в случае признания закупок несостоявшимися, указанный срок приводит к неоправданному затягиванию осуществления дальнейших процедур, считаем целесообразным сократить его в случае признания закупок несостоявшимися до пяти дней.
     
    2.2. Невозможность получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, своевременной и достоверной информации о составе потенциальных участников закрытого конкурса.
     
    Согласно части 4 статьи 85 Закона № 44-ФЗ не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Закона № 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
    При этом согласно части 7 статьи 85 Закона № 44-ФЗ не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.
    Практика применения указанных положений Закона № 44-ФЗ показала, что в случае если заказчиком направлены приглашения на участие в закрытом конкурсе за 20 дней до вскрытия конвертов, то одновременно заказчик представлял в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информацию о том, конкурсная документация никому не представлена.
    Таким образом, считаем целесообразным проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в часть 7 статьи 85 Закона № 44-ФЗ, позволяющих уполномоченным федеральным органам исполнительной власти получать достоверную информацию о перечне всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в закрытом конкурсе.
     
    2.3. Избыточная нагрузка на контрольные органы в сфере закупок, связанная с необходимостью согласования заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
    Количество обращений в контрольные органы в сфере закупок о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся процедур путем проведения конкурса составило с начала 2014 года – 8020, конкурса с ограниченным участием - 8552, электронного аукциона – 528071, запроса предложений - 8319.
    Проведенный анализ показал, что трудозатраты контрольных органов, особенно муниципальных, значительно превышают возможный экономический эффект от выявления нарушений в документации о согласовании единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам несостоявшихся процедур.
    При этом в ряде случаев выявлено нарушение контрольными органами сроков рассмотрения указанных обращений (10 дней) по причине избыточных трудозатрат, что затягивает заключение заказчиками контрактов.
    Законом № 140-ФЗ внесены изменения, в том числе устанавливающие исключение необходимости согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшегося запроса котировок.
     
    Считаем целесообразным проанализировать результативность данной меры и при необходимости проработать вопрос о расширении случаев заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.
     
    Если поправки о необходимости которых говорится в докладе Минэкономразвития будут совевременно внесены, то процесс работы заказчиков да и поставщиков, станет более понятным и эффективным. 
     

    Новости

    08/12/2015
    просмотр
    С 1 по 3 декабря в г. Сызрань состоялся Экспресс-тренинг для поставщиков: Как побеждать в аукционах при Контрактной системе. ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА – научиться...
    05/10/2015
    просмотр
    С 1 сентября мы запускаем продажи нового тарифного модификатора «Светофор» для абонентов Контур.Экстерн. Помимо сдачи отчётности в КЭ есть дополнительные...
    05/10/2015
    просмотр
    2 октября 2014 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. № 151 Единая государственная...
    30/09/2015
    просмотр
    29 сентября состоялся семинар, организованный Институтом профессионального роста, в рамках программы Учебно-методического центра ИПБ России. В семинаре приняли...
    27/04/2015
    просмотр
    23 апреля в г. Сызрань состоялся Масштабный форум для контрактных управляющих и бухгалтеров Государственных (Муниципальных) учреждений. Основной темой...

    Тренинги и семинары

    01/02/2016
    просмотр
    Экспресс-тренинг для поставщиков: Как побеждать в аукционах при Контрактной системе?
    10.2015
    просмотр
    Мастер-класс для поставщиков «Торги от А до Я». Ассоциация предпринимателей г. Сызрани
    29.09.2015
    просмотр
    Семинар «Новое в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в 2015 году. 44- ФЗ: новое в регулировании закупок, практика 2015 года» 29 сентября 2015 года Лекторы: Ульянкина М.Ю., Леонтьева Т.Ю., Рыженкова С.Ю.
    28.05.2015
    просмотр
    Организация эффективной закупочной деятельности в учреждении соответствии с требованиями федерального закона № 223-ФЗ в 2015 г.
    23.04.2015
    просмотр
    Масштабный форум для контрактных управляющих и бухгалтеров Государственных (Муниципальных) учреждений

    Контакты

    446026, г. Сызрань, пер. Некрасовский, 38
    Центр защиты информации
    +7 (8464) 916-316

     

     

    Наши партнеры:

       СКБ-КонтурСервисный центр DrWebKasperskyLab партнерMicrosoft Education ResellerЭвоторДримкасМой офис1С      Аквариус КриптоПроstaffcop


    Авторские права © Центр защиты информации. 2007-2017. Все права сохранены.